\ ГЛАВНАЯ /  \ МЫ /  \ ФОРУМ /  \ МЫСЛИ /  \ ГОСТЕВАЯ КНИГА /  \ АРХИВ /

 
СОДЕРЖАНИЕ

I. ВГЛЯДЫВАЯСЬ В "ТЕМНЫЕ МЕСТА" ПЕРВОЙ КНИГИ

II. СХЕМА И ПРЕДЫСТОРИЯ

III. ДЕНЬ

IV. ВЕЧЕР
















В. Фелер

ЭСКИЗ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ*

I. ВГЛЯДЫВАЯСЬ В "ТЕМНЫЕ МЕСТА" ПЕРВОЙ КНИГИ

В Библии нет случайных слов, любое слово, а тем более фраза здесь - символ.

Бог творит мир своим словом. Почему словом, а не рукой, вдыханием, почему не сказано просто - "сотворил"? Потому, что слово и Бог действительно неотделимы, потому что национальная община развивается через язык и в языке, без развития языка ее бы не было, она не возникла бы.

После каждого акта творения Бог смотрит и видит, "что это хорошо". Не сказал он этого на второй день творения, когда создал небо и на шестой день, когда создал человека по своему образу и подобию. Нет ли здесь у неба того же архетипического и символического значения, как у китайского Неба - как символа квазиобщины, как обиталища "христианского" дьявола (в христианстве дьявол является символом квазиобщины)?

Творение же человека по образу и подобию - это творение идеальной (модельной) личности, несущей в себе Бога. Творение Сына также оказалось неудачным (не вполне удачным, несовершенным), так как свободная воля оказалась слишком опасным даром и вскоре была направлена против Бога.

Смысл этого символа (создания человека по образу и подобию Бога, но не вполне одобренного Богом) в том, что без свободной воли нельзя создать и национальную общину, слишком большую и далекую от обыденных вопросов жизни человека в сложных национальных организациях.

Национальная община была вынуждена смириться с появлением у человека свободной воли, права выбора, но однозначно одобрить такое положение вещей не могла, ограничившись только личным благословением и общей оценкой всего процесса творения - "хорошо весьма" (по нашему - "пойдет").

Вот так: второй и шестой день оказались менее удачными, чем первый, третий, четвертый, пятый. Не отражение ли это сезонных закономерностей исторических циклов, когда между тремя сравнительно благополучными периодами "весной", "летом" и "осенью" наступает "зима"?

По-видимому, на седьмой день или после него Бог создал человека "из праха земного", но на этот раз не словом, а как-то иначе, и вдохнул в него жизнь.

Если первый акт творения человека - это акт сотворения Сына, Личности, то второй (более скромный, но более технологичный, что ли) - это объяснение физического телесного существования человека. Здесь совсем отсутствует оценка - хорошо получилось или плохо. По-видимому, плохо.

Женщину Бог создал из ребра Адама, разделив почти совершенного гермафродита на две половины, что стало архетипическим символом душевной раздвоенности человека на часть, внемлющую Богу через личную веру и нравственное чувство, а также часть, более восприимчивую к командам дьявола, т.е. старых племенных религиозных архетипов, подчиняющих эмоционально-чувственную (женскую) природу человека.

Вот эта женская эмоционально-чувственная сфера оказалась в первой четверти S-перехода сильнее нравственного чувства, о чем рассказал нам миф о грехопадении человека.

Древо познания добра и зла - это символ понятийного дерева, позже развитого философией и наукой. Это дерево логики, в том числе и дерево моральных ценностей, плодов которого, как мы видели, подробно рассматривая концепцию Леви-Брюля, первобытный человек не вкушал. Понятия ему (первобытному человеку) почти недоступны.

Но к концу "ночи" человек сформулировал первые понятия, разрушил некоторые важные мифы пра-логического сознания, и, в общем, прозрел. По-видимому, именно чувственно-эмоциональная сфера, складывающая мифологию (логию!), оказалась продуктивной в сфере производства предпонятий. В мифе это отразилось как вина женщины (женского начала).

Но соблазнил ее змей-искуситель, изображение которого чрезвычайно напоминает форму S-образной кривой. Вот истинная причина грехопадения - неизбежный "змеиный" процесс S-перехода.

Как змей истории соотносится с дьяволом? В первой половине он дает превосходство национальной квазиобщине (дьяволу), а во второй - национальной общине (Богу). Может поэтому он "хитрее всех зверей"?

Искушая, змей сказал жене Адама "откроются глаза ваши, и вы будете, как боги". Не Бог, а боги! Не "проговорилась" ли Библия о том, что до сотворения мира существовали боги - личности племенных общин?

Человек, вкусивший от древа познания добра и зла, лишился плодов дерева жизни. Вкусив от приобщения к дереву понятий, к дереву объективного знания о мире, человек естественно разрушил вовлеченность в общину, с которой ранее сливал свое бытие, он приобрел представление о времени, прежде всего о времени жизненного пути своей личности, ограниченного физическими рамками существования человеческого организма.

Жизнь общины не зависела от физических смертей ее членов, ее история терялась в веках, а будущее не видело естественного рубежа, кроме разве что насильственного физического уничтожения людей, составляющих эту общину. Поэтому жизнь в общине действительно могла быть вечной. Жизнь человека в Личности могла быть только жизнью временной.

Первые люди от Адама до Авраама, т.е. в течение второй четверти S-перехода, когда квазиобщина была сильнее национальной общины, жили обычно подолгу, по 600-900 и более лет.

Похоже, что здесь описывается не время физической жизни человека (ведь человек все еще был почти полностью погружен в общину, общину своего племени или своего рода, его понятия уже мешали Богу, но еще не помогали Личности), а время жизни той или иной общины заключенной в рамки 768 летнего большого цикла. Наблюдаемая продолжительность жизни общины, конечно, отличалась от ее внутренней продолжительности, но порядок сохранен.

Рождение еврейского Бога (начало сотворения им космоса из хаоса) произошло в начале ночного макроцикла 8219-5147 до н.э. В течение этого макроцикла был сотворен человек (появилась личность со свободной волей и системой предпонятий), но в конце этого цикла (макрозимой) из рая человек был изгнан.

"Утренний" цикл 5147-2075 до н.э. закончился полным развращением человека под дьяволом (разрушающейся, но сопротивляющийся квазиобщиной) и завершился потопом, истребившим все живое на "лице земли", кроме особей, отобранных и спасенных Ноем.

После потопа Бог простил проклятую за человека землю. Прощение земли - это символ, указывающий на завершение эпохи господства квазиобщины (дьявола) и начало эпохи властвования национальной общины-Бога.

Вавилонская башня - это символ пирамиды национальной квазиобщины, ее строительство прекратилось в начале "дневного" или в конце "утреннего" цикла. Строительство прекратилось потому, что люди перестали понимать друг друга - вот символ рождения нации, национальной общины, в которой языковое единство играет более важную системообразующую роль, чем в общинах более низкого уровня.

__________________________

*Примечание: написана в марте 2008 как третья часть "Мудрого змия истории". Доработана в июле 2009.