\ ГЛАВНАЯ /  \ МЫ /  \ ФОРУМ /  \ МЫСЛИ /  \ ГОСТЕВАЯ КНИГА /  \ АРХИВ /
Виктор Феллер

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКУЮ АНТРОПОЛОГИЮ

Оглавление

Предисловие

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
К НОВОМУ ТИПУ "ТОТАЛЬНОЙ" ИСТОРИИ
История и научная парадигма

Историография и историческая наука

Сообщество историков и ученых

От имманентности к трансцентдентности

От социальной истории к исторической антропологии

Примечания

Виктор Феллер

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКУЮ АНТРОПОЛОГИЮ

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

К НОВОМУ ТИПУ "ТОТАЛЬНОЙ ИСТОРИИ"

История и научная парадигма

Составные части исторического знания

Является ли история куновской «нормальной наукой»?

ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА

Становление социальной истории

Революция в «нормальной науке»

Историография – не наука!

СООБЩЕСТВО ИСТОРИКОВ И УЧЕНЫХ

ОТ ИММАНЕНТНОСТИ К ТРАНСЦЕНТДЕНТНОСТИ

ОТ СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ К ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Франция: становление исторической науки

«Анналы»: ментальности в истории

Плодотворный кризис

ПРИМЕЧАНИЯ

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

НА ИСТОРИОСОФСКОМ ПОЛЕ: ИСТОРИЯ В ТИСКАХ МЕЖДУ ВЕЩЬЮ И ЭГО

ИСТОРИЗМ И ИСТОРИЦИЗМ

Спекулятивная философия истории

Историзм

Четыре органа репрезентации

Кризис спекулятивных и метаисторических концепций

Развитие исторической мысли: от Дильтея – к Анкерсмиту

ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Англо-американские корни эпистемологической философии

Кант как Конт

Коллингвудовская герменевтика

ПОСТМОДЕРНИЗМ И ИСТОРИЧЕСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ

Постмодернизм как «радикализация историзма»

«Ужас полдня»

НОСТАЛЬГИЯ И МИФ

«Тоска по раю»

Сверхсознание или Логос?

Четырехмерное прошлое

Мифическое яйцо исторической ностальгии

Сакральность мифа и профанность истории

ЭКСКУРС В ЮНГОВСКУЮ ТИПОЛОГИЮ

Психологические функции и установки

Юнг и Аугустиновичуте: рациональность против иррациональности

Экстраверсия – интроверсия

Символ, идея, архетип

Интертипные отношения

Ассиметричные отношения

Общие выводы для нашего исследования

ВОЗВРАЩЕНИЕ БОГА

НЕОКАНТИАНСТВО И НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО

Аксиология неокантианства

Антипозитивистская установка зрелого неокантианства

Позднее неокантианство: вместо отнесения к «ценности» – проявление «формы»

Критика Трельча – гегельянец против неокантианца

Риккертианство как совершенная критическая форма

МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Прогноз об историзации метафизики

Почему Шпенглер так популярен?

Значение спекулятивной историософии

ОБЩЕНАУЧНЫЙ КОНТЕКСТ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИГРАФИИ

Неудержимая позитивизация истории

Культурологизация Духа и социалицизация Культуры

Этнография – наука историческая

Гирц: выход из антропологического тупика

Рождение историзма от … «естественного человека»

Этнография как история longue durée

Историческая семиотика Лотмана

Семиология как основа монадологии

Семиотический анализ мифа как языка собственных имен

ПРИМЕЧАНИЯ

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

В ГЛУБИНАХ МЕТАИСТОРИИ: ПОИСК СОБСТВЕННЫХ ОСНОВАНИЙ

СOGITO и SENSATION

«Переживание – выражение –понимание»

Концепт Sensation

Господство «человека рационального»

ИСТОРИЯ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

«Легкая» борьба и трудный диалог

Автономия исторического сознания

АНТРПОЛОГИЯ ПРОТИВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

СОБЫТИЕ И ЭПОХА

I век до н.э.: становление событийности

«Человек рациональный» как историческая проблема

ВОСХОЖДЕНИЕ К СОБЫТИЮ

Гносеологический и онтологический аспекты Sensation

Событие как платоновская идея

Идеализм как инфляция платоновской идеи

Событие-бытие

Свобода в событии

О «КОЛЛЕКТИВНЫХ СУЩНОСТЯХ» В ИСТОРИИ

О КАУЗАЛЬНОСТИ И ТЕЛЕОЛОГИИ

УНИВЕРСАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Священная история как основа универсальной истории

Значение периодизации в истории

Дерелятивизация истории

«Дочерние варианты» События: опыт и эксперимент

Предыстория исторического сознания

ПРОГНОЗЫ ИСТОРИКОВ

«Прогнозирование прошлого»: основы ретросказательной техники

Сценарное моделирование будущего

Практическая польза прогнозов

Прогнозирование «мелких» и «крупных» событий

ЭМАНСИПАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Демифологизация XVII-XVIII столетий

Историзация сознания как процесс мифозамещения

Историзация как материализация времени

ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Кризис истории – кризисность эпохи

Ловушка каузальности

Перекосы «процессуальности» и «контекстуальности»

ЭСТЕТИКА И ИСТОРИЯ

ИЕРАРХИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЙ

МИФ О ФЕНИКСЕ

НАЧАЛО НОВОГО ВРЕМЕНИ

СТРУКТУРИРОВАНИЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Ритмика откровения и циклика жизни

История и темпоральность: духовное тело на скелете цифр

Все дело в «идеях-золушках»

Исторические понятия, имена и «идеальные типы» Вебера

О «духе» и «стиле» Нового времени

ПРИМЕЧАНИЯ

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ /ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ XVI-XX СТОЛЕТИЙ С ВЕРШИНЫ 1750-1850 ГГ./

SENSATIONS КАК «ПРАКТИКУЮЩИЙ РАЗУМ»

Рукопожатие через века – с лордом Болингброком

Контекстуальный и процессуальный аспекты Sensation

Sensation не инструмент, а «дар Божий»

Точка отсчета – 1750 год

СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Рождение «гражданского общества»

Метафизика суверенитета и социальности

Обмирщение жизни и секуляризация мысли

ГЕНЕЗИС ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Становление эпистемологии истории

Робинзонада деизма

Verum et factum convertuntur

Вико: рационализация Священной истории

Историософские проекты Просвещения

СТАНОВЛЕНИЕ «ЧЕЛОВЕКА РАЦИОНАЛЬНОГО»

Формирование основной модели

Формирование экономической и политической моделей

Что первичнее: демократическая или либеральная идея?

О «доброте» человеческой природы

БИОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ЭПОХЕ

ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ МЫСЛИ В РАМКАХ ЭПОХИ

Построение нарративной интриги

Начальность лейбницевой мысли

Значение гегелевской системы

Недооцененный Шеллинг

Кризис идеализма

Становление позитивизма

Социализм

Миссия эпохи Просвещения

«СЛОИ» и «СРЕЗЫ» ИСТОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

ВЕК НАУКИ (1780-1880 гг.)

Институционализация научного собщества

Идеологические функции науки

Изменение общенаучной парадигмы и начало научной революции

Кризис идеологических функций науки

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И МЕНТАЛЬНОЙ ИСТОРИИ

Первый заход в тему

Второй заход

Методологические выводы

ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ ВЛАСТИ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Сакральность власти или священность народа – носителя власти?

Освященная мифом или религией?

Особый случай: католическая традиция власти

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ - ФИЛОСОФИЯ ВЛАСТИ

Гердер: от религиозной метафизики истории – к историософии

Гумбольдт и Ранке – становление истории власти

Авторитеты текучего общества

СТРУКТУРИРОВАНИЕ НАШЕГО ЭОНА

Структурирование времени

Конструирование признаков времен

ПРИМЕЧАНИЯ

ИСТОЧНИКИ