\ ГЛАВНАЯ /  \ МЫ /  \ ФОРУМ /  \ МЫСЛИ /  \ ГОСТЕВАЯ КНИГА /  \ АРХИВ /
Виктор Феллер

В СМУТУ XXI ВЕКА


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
Введение

ЧАСТЬ I. XXI век: ЗАВЕРШЕНИЕ ИСТОРИИ?
ИЮНЬ 1997:
Эскиз гайдаровских реформ и предположения об их ближайших последствиях


МАЙ 1999:
Куда мы движемся? Куда движется весь мир?


СЕНТЯБРЬ 1999:
Размышления о российской истории



ЧАСТЬ II. XXI ВЕК: ЗАКАТ ЕВРОПЫ?
ЯНВАРЬ 2008:
Миф о XXI веке


МАРТ 2008:
Европа или Китай?


АВГУСТ 2008:
Мир 2030 и Россия 2010


ФЕВРАЛЬ 2009:
Германия сегодня и завтра


ОКТЯБРЬ 2009:
Американская Арабская стратегия



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВИДЕНИЕ НАЧАЛА ГЛОБАЛЬНОЙ СМУТЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
ОСНОВЫ ИСТОРИОЛОГИИ


Приложение 2. ИСТОРИОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ("ЛИНЕЙКИ")

Литература


СЕНТЯБРЬ 1999

РАЗМЫШЛЕНИЯ О РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ОЧЕРКА:

Приживутся ли в России либеральные ценности?

Эскизно – история России в «больших циклах»

Представим цепочку «больших сезонов» русской истории:

661 весна 853 лето 1045 осень 1237 зима 1429 весна 1621 лето 1813 осень 2005 зима 2197

В 661-853 сформировался древнерусский этнос, в 853-1045 сложилась древнерусская государственность, в 1045-1237 начался период дезинтеграции, в 1237-1429 период ига, в 1429-1621 новая Россия объединяется вокруг Москвы, становится сильным и большим государством. В 1621-1813 Россия обретает имперское величие, проводит модернизацию (петровские реформы). В 1813-2005 Россия создала свою уникальную цивилизацию, претендующую на особую миссию в мире, сделала попытку создать мировую империю, но постепенно утратила значительную часть своих духовных сил и материальных достижений.

Что дальше? Новое иго? Распад? Внутреннее порабощение русских одним из «малых» народов России, например, тата-рами?

В любом случае, начинающийся «зимний период» – это неизбежная потеря позиций страны в мире, внутренняя дезинтеграция людей и общин. Страна как бы теряется, замирает, и, в худшем случае, если попытается вести себя по-прежнему, т. е. «по-осеннему», то может подпасть под иностранноегосподство и даже «раствориться» или расколоться на враждебные духовные общности. Но именно в это время родится новое «Я» русской нации.

Эскиз в «средних циклах»

Сделаем анализ последнего «большого цикла», объединив его со «средним»:

1621

большое лето

1813

1621

лето

1669

осень

1717

зима

1765

весна

1813

1813

большая осень

2005

1813

лето

1861

осень

1909

зима

1957

весна

2005

2005

большая зима

2197

2005

лето

2053

осень

2101

зима

2149

весна

2197

В 1621-1669, выбравшись из «смутного времени», страна быстро и гармонично развивается. В 1669-1717 была поставлена и по-русски решена задача модернизации (петровские реформы), но начинается период «немецкого засилья». В 1717-1765 власть немцев в государстве почти абсолютна (царицы– немки, немцы в армии, науке и госаппарате). В 1765-1813 формируется новая элита, русские «европеизируются», немцы «русеют». В этот период вместились славное правление Екатерины II и Александра I, время выхода России на европейскую арену, семьдесят суворовских побед и победа над Наполеоном.


Что дальше? Новое иго? Распад? Внутреннее порабощение русских одним из «малых» народов России, например, татарами?


В 1813-1861 страна становится европейским гегемоном, укрепляет свои позиции на Кавказе, в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. В этот период возникла великая русская литература. Правда, период заканчивается плохо – поражением в Крымской войне и самоубийством царя. Предыдущая модернизация государства и элиты жестко ставили вопрос о модернизации всего народного уклада.

В 1861-1909 как раз и решалась задача модернизации социальной и экономической системы, т. е. «материальных» основ всего народного уклада. Начинается период с отмены крепостного права (рабства), военной, судебной реформ. Заканчивается период первой русской революцией и вынужденной политической реформой. Модернизация в целом успешна, но только по узким канонам экономической и социально-политической логики (экономический рост, рост свобод), поскольку подорваны глубинные основы народного уклада (национального духа). Успех реформ сопровождается не ослаблением, а резким усилением социального напряжения, ростом революционных настроений (от народников к эсерам и большевикам), ростом упаднических декадентских настроений, разложением элиты (одна распутинщина чего стоит). Страна постепенно становится заложником реформ и имперской идеи.

В 1909—1957 Россия пошла «ва-банк». Началась самоубийственная мировая война, потом социальная революция, а потом и мировая революция. Имперская идея, приняв форму идеи мировой революции, вместо ожидаемого возрождения национального духа, убила его, если не окончательно (окончательно убить его за такое время можно только истребив 4/5 народа, а остальных ассимилировав), то уничтожила большую часть его «материальных» носителей в виде, прежде всего, старого крестьянского и казачьего укладов жизни. Вместо органичной крестьянской общины возникла уродливая лагерная «общинность». В обмен на частичную утрату собственной культуры Россия не только сохранила свою империю, но и расширила ее (соцсодружество). Одно время казалось, что Россия близка к безраздельному господству во всей Евразии, но это только казалось.

В 1957-2005 главной задачей России было «зализывание ран», полученных в предыдущем периоде, но обернулось это неуклонной сдачей позиций: от отказа от мировой революции («броска на Запад») и включения европейских стран в Советский Союз, до венгерских, затем чехословацких, затем польских «событий» и, наконец, «бархатных революций» конца 80-х и, собственно, распада Союза в начале 90-х, с угрозой распада самой России в начале XXI века.

Впереди «среднее лето большой зимы», т. е. период, когда национальный дух страны становится слабее «мирового духовного поля». Это может навлечь на страну много бед, тем более страну, ослабленную предыдущим столетием отчаянной борьбыза великую евразийскую империю. Интуитивно Россия должна сделать следующий выбор – перенимать лучшее, что создано на данное время другими культурами, но не все, а только то, что меньше всего возмущает русских людей. Сейчас Россия должна вести себя как человек, ослабленный тяжелой болезнью, т. е. передвигаться тихо, осторожно, опираясь на трость. Сделает резкое движение – упадет.

Даже при «мягкой зиме» Россию ожидает тихий упадок влияния в мире, закрепление статуса слабой страны. Возможно, произойдет гармонизация социальных отношений, если удастся утвердить демократический режим, все-таки выстраданный в предыдущие 200 лет. Страна как будто потеряет свое лицо, станет приземленной, «мещанской», такой большой провинцией. В стране большой вес приобретут народы «большого лета»: татары и другие тюркские народы. Скорее всего, распространятся идеи евразийства, в которых русская культура будет трактоваться как младшая сестра культуры тюркской, и многие русские с этим согласятся, т. е. старый комплекс перейдет из агрессивной фазы в фазу мазохистскую. Но постепенно в 2100-2150 начнется процесс духовного синтеза, духовного возрождения отдельных групп русских людей. В 2150-2200 годах Россия вновь обретет своего пророка, нового Сергия Радонежского, как это было в лютую «зиму» монгольского ига в конце XIV века.

Эскиз в «малых циклах»

1909

средняя зима

1957

1909

лето

1921

осень

1933

зима

1945

весна

1957

1957

средняя весна

2005

1957

лето

1969

осень

1981

зима

1993

весна

2005

2005

среднее лето

2053

2005

лето

2017

осень

2029

зима

2041

весна

2053

В 1909-1921 происходит «волшебное превращение» имперской государственной идеи в идею большевистскую. Страна обретает новую официальную идеологию и вместе с ней цель и смысл существования и развития. Государство консолидируется, народ объединяется, но ложная идея «высасывает соки», подрывает ценностные основы народного бытия. Впрочем, процесс только еще начинается. Это характерно для начала «средней зимы большой осени» – активность, агрессивность внешних форм культуры и увядание внутренних, характерный диктат идеологии над ценностями, извращение сути национального духа.

В 1921-1933 наступает «малая осень». Происходит насыщение, закоснение новой идеологии, которая теперь уже откровенно пожирает и людские жизни, и древние традиции, основы бытия. Романтично-жестокий большевизм превращается просто в жестокий, параноидальный сталинизм.

В 1933-1945 наступают «заморозки» коммунистической идеи в сталинском варианте, которая обретает законченные социально-экономически-политические формы, а как идеология фактически умирает. Не случайно Сталин уже в начале войны обратился к национализму, национальным чувствам русских, не случаен и роспуск Третьего интернационала. Великая война выиграна не большевизмом, а, вопреки ему, война выиграна русским национализмом.

В 1945-1957 наступает «весна» простой и куцей идеи десталинизации.

В 1957-1969 годах идея десталинизации приносит реальную «оттепель», что в конце периода становится чужой «пражской весной». Вместо ориентированного на мировую революцию «ордена меченосцев» мы видим так называемый «реальный социализм», ориентированный на удержание позиций в мире и на улучшение жизни своей номенклатуры. Страна начинает разлагаться. По сути – большевизм-сталинизм давно уже мертв, полностью уложившись в период 1909-1957, новый период – это период «зализывания ран», восстановления внутренних основ национального духа одновременно с демонтажом внешних форм, т. е. сталинской системы. Одновременно происходит и более глобальный процесс – умирает старая русская имперская идея.

В 1969-1981 романтичная «оттепель» становится сухим и косным «реальным социализмом» во всей его «красоте»: коррупции, лицемерии, бездарности любых начинаний. Одновременно в еще не широких, но достаточно массовых слоях интеллигенции, наступает осознание исторического тупика и необходимости глубоких социально-экономических и политических реформ, которые бы исправили сталинские перекосы. Русские быстро теряют авторитет среди малых народов, особенно «весенних» тюркских (среди прибалтов авторитета и не было). Растет национализм этих народов и их влияние на дела советского государства.

В 1981-1993 наступает перестройка, а затем разрушение всей системы, созданной в предыдущие десятилетия. Ее реальной основой, как оказалось, была не только партия, но и система советов. В 1993 году эта система и была разрушена после известных октябрьских событий.

Период 1993-2005, как и все «весенние» периоды, принадлежит в равной мере прошлому и будущему. Это период яростной борьбы между старым и новым: между остатками «реального социализма», т. е. российской компартии, «красным директоратом», популизмом левого толка, с одной стороны, с либералами-приватизаторами, «новыми русскими», олигархами (финансовыми и сырьевыми), с другой. В конце этого романтичного периода утвердится капитализм по-русски, и его лицо не будет интеллигентным. Это будет не хищный, а хищнический государственно-ориентированный капитализм, и он не будет эффективен. «Большая зима» – плохое время для выращивания цветов под открытым небом.

Период 2005-2017 — это «лето» олигархического капитализма, период его развития и постепенного окостенения. Политическая система станет жесткой, автократичной. Экономическая политика будет ориентирована на крупные предприятия и монополии.

Период 2017-2029 станет периодом разложения системы олигархического капитализма и периодом возможной политиче-ской либерализации. Но в этот период страна вновь столкнется с угрозой потери территориальной целостности. Скорее всего, она преодолеет эту опасность, но сама опасность приведет к росту милитаризма и дальнейшему закоснению системы. Кроме того, резко усилится влияние Китая, который еще в предыдущий период привяжет экономику России к своей.

Период 2029-2041 — самый опасный для территориальной целостности России в первой половине XXI века. Начнется агония олигархического капитализма. В России столкнутся интересы «осенних» и «летних» атлантических держав (Германии, Великобритании, США) и интересы «летнего» Китая. В случае политической стабильности следующий период будет не только периодом потери экономической и отчасти политической независимости, но и периодом политической, а также экономической либерализации. В общем, начнется «мягкая зима». В дальнейшем ее ход будет очень зависеть от европейских и китайских процессов, от европейско-китайского соперничества.

Далее